Моё интервью газете "Вечерняя Москва! Олег, добрый вечер. 1. Как вы пришли в хор (сколько вам было лет, почему заинтересовались этим редким видом искусства)? Ансамблевая рожечная игра (трубля) - это настоящий космос! Бесконечность. Русский джаз. Безнотная импровизационная музыка. Произведение каждый раз исполняется немного иначе, не так, как в прошлый раз. Функции исполнителей тоже меняются, музыкант играет не заданную партию, а реагирует на действия партнёров и прочие обстоятельства. Кроме того, игра в ансамбле на рожках это одна из немногих сохранившихся "живых" традиций. Я понял, что хочу посвятить этому время и силы. В коллектив я пришёл уже известным в фольклорном мире человеком. Пришёл с целью научиться хорошо играть на инструменте. Как и все прочие начинающие, я наивно думал что это будет гораздо легче и быстрее, чем это оказалось на деле. А обычно бывает так, человек думает: "Дай я научусь и буду хорошо играть на рожке!" Заводит себе инструмент, мучается с ним какое-то время и бросает. Рожок лежит у него дома, пылится и сохнет. Оказалось, что это не свирелька, и не жалейка. И первую мелодию ты сможешь прилично сыграть не раньше, чем через год упорного труда под руководством опытного педагога. А чтобы владеть инструментом хорошо, потребуется несколько лет. Да ещё и надо научиться мыслить и чувствовать в этой культуре. Как правило, на этот "постриг" и "вериги" решаются немногие. Слово "Хор" мы используем не просто так. Именно хорами назывались в старину рожечные ансамбли. 2. Сколько сейчас музыкантов в хоре и сколько именно рожечников (они занимаются этим в свободное от основных работ время или целенаправленно только в хоре работают) ? Сначала стоит сказать, что в мире всего человек 40-50 владеют этим искусством, а на хорошем уровне ещё меньше. В нашем коллективе сейчас семь человек и несколько человек в подготовительной группе. Все они играют на рожках и на многих других народных инструментах. Все поют. Обстоятельства жизни не позволяют нам заниматься только рожками, все участники коллектива совмещают работу в Хоре с другими занятиями. 3. Как люди приходят к вам в хор (это студенты или состоявшиеся музыканты, именно рожечники или другие музыканты, заинтересовавшиеся спецификой, может быть истории есть интересные об участниках) ? Как я уже сказал, рожечников почти нигде не готовят. Готовить их негде. Нужна очень серьёзная государственная программа по сохранению этого уникального мирового наследия, но её даже не предвидится. Всех, кто хочет учиться на рожке, я обычно отговариваю. Я должен увидеть очень и очень серьёзные намерения у человека. Должны быть хорошие способности, музыкальная подготовка и упорный характер. Совсем не умеющего играть мы взять не можем. Нет возможности учить с нуля. Но и имеющих опыт тоже берём далеко не всегда. Ещё мы ждём из армии прошлогодних выпускников Тверского музыкального училища. 4. Трудно ли традиционному музыканту освоить технику игры на рожке ? Да. Амбушюрные инструменты (тромбон, труба, валторна) сами по себе очень сложные, а деревянный рожок создаёт музыканту множество дополнительных трудностей. Инструмент нельзя модернизировать, он потеряет свой колорит. На него влияют погодные условия, влажность, солнце и пр. Обращаться с ним очень непросто. 5. Где вы берете рожки (делаете на заказ, в каких мастерских, есть ли сложности/специфика при изготовлении рожков) ? Инструменты на которых мы играем (не только рожки) делает основатель нашего коллектива Борис Ефремов. Инструмент после изготовления какое-то время обыгрывается и подстраивается. 6. Где репетируете, как часто ? Каждый из музыкантов занимается дома, вместе собираемся 1-2 раза в неделю. Чаще не получается. На гастролях, в поездках стараемся играть много. 7. У вас красивые народные костюмы для выступлений. Где изготавливаете их ? Костюмы шьют мастера народного костюма по нашему заказу. 8. Где выступаете в Москве, какая публика к вам приходит (много ли тех, кто интересуется народным творчеством или приходится популяризировать его ? На концерты приходит самая разная публика. Вниманием мы вроде бы не обделены, но и сказать, что русский народ знает свою музыку, свою национальную культуру, нельзя. А ведь это вопрос русского самосознания! Сохранение и развитие нашего мира невозможно без понимания себя в масштабах тысячелетнего развития России. А без знания традиционного творчества русского народа мы никогда о себе ничего не поймём! Вот такая у нас сложная и важная миссия!)

Теги других блогов: музыка ансамбль рожки