Спасибо Архангельскому театр драмы им. Ломоносова за ещё одну интересную совместную работу!
Сочинять музыку на пушкинское "У лукоморья"! На стихи, которые все знают наизусть с пелёнок. Это было очень непросто. Но ведь, кажется, получилось! И артисты большие молодцы, спели всё очень хорошо! Александр Пушкин "СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022. Режиссер - Анастас Кичик.
Спектакль режиссера Анастаса Кичика по всем хорошо известной пушкинской сказке неожиданно выдержан в жанре триллера, призванного вызвать у зрителя чувство тревожного ожидания, волнения и даже страха. Ну что ж, вполне оправданно, ведь главная тема сказки - Смерть и преодолевающая ее Любовь. Напряженная музыка, преимущественно мрачные визуальные образы, сгущающиеся силы зла (чего, например, стоит хрустальный гроб с мертвой царевной, величественно плывущий по залу на плечах богатырей). На этом фоне наиболее отчетливо и ярко проявляется то позитивное и важное, что побеждает и несмотря ни на что торжествует. Текст сказки дополнен другими произведениями Пушкина ("У Лукоморья", "Если жизнь тебя обманет...", "Храни меня, мой талисман" и др.), и не только Пушкина (стихотворение Осипа Мандельштама "Ни о чем не нужно говорить...", тексты песен Дмитрия Белякова и Михаила Кузьмина). Повествование поделено на три части, есть в нем пролог и эпилог. Рассказывает и комментирует сказку хор сказителей-певцов в причудливых ярких нарядах. Хор - подвижный, живой, раскрепощенный - контрастирует с другими персонажами, которые подчеркнуто статичны, почти бесстрастны. Таковы Царь (Эдуард Мурушкин), Царица (Анастасия Волченко), Царевна (Екатерина Зеленина), Елисей (Николай Варенцов), Царевна-ребенок (Варвара Нерадовская). В спектакле четко прослеживается противопоставление Добра и Зла. Зло олицетворяет эгоистичная коварная Мачеха (Мария Павлова) с ее жестокими прислужниками - ассасинами, именно так они названы в программке (вольно же создателям спектакля так представлять воплощение мирового зла!). Интересно, что в какой-то момент Мачеха, не надеясь на помощников, творит зло сама: "Если хочешь сделать хорошо, сделай сама" (вот тут некоторое отступление от канонического сюжета, однако оно вполне органично в контексте этого прочтения классики). Но есть в спектакле и некая обезличенная Нечисть в черных одеждах, с которой отважно сражаются братья-богатыри, - один из самых впечатляющих эпизодов представления их битва под надзором неподвижно стоящих на возвышении неких предводителей зла, вызывающая вполне прозрачные ассоциации (постановка сценического боя - Владимир Гончаров, балетмейстер - Светлана Баранова). Показательно, что битве предшествует такой диалог: - Вы куда? - Гулять, серых уток пострелять (с ироничной усмешкой). У братьев есть имена, на какое-то мгновение они фиксируются на экране, хотя в спектакле братья не персонифицируются, представляя коллективный образ служителей Добра. Имена богатырей активно используются театром в пиар-кампании спектакля в соцсетях. К тому же именно групповой портрет богатырей составляет фотозону в театральном фойе. А еще там выставлено большое зеркало с надписью: "Я в Архдраме всех милее". Без говорящего зеркала эту пушкинскую сказку невозможно представить, в спектакле ему, конечно же, отведена важная роль, его образ эффектно воплощен с помощью видео, в котором наглядно показан характер этого сказочного персонажа. К слову, в целом видеоконтент очень удачно подчеркивает стиль представления: видеопроекции создают необходимое настроение, адекватно обозначают место действия, показывают отношение к происходящему. Именно на видео появляются колоритные образы Солнца, Месяца, Ветра (видео Александра Дроздецкого, художник мультимедиа Юлия Зюзь). Декорации представляют собой фигурные массивные сооружения, складывающиеся в различные комбинации. На сцену ведет наклонный помост, время от времени опускается и поднимается прозрачный занавес. Световая партитура спектакля очень выразительна, стильный визуальный ряд дополняют костюмы (сценография Андрея Тимошенко, художник по свету Ольга Раввич, художник по костюмам Ирина Титоренко). Трогательным и концептуальным получился образ Пса - большая кудлатая кукла в руках актера Михаила Кузьмина: Пес всеми доступными ему средствами пытается предотвратить Зло и погибает, принося себя в жертву ради торжества Добра (вот тут-то и понадобились мандельштамовские строки о темной звериной душе, плывущей дельфином молодым). Пожалуй, самая значительная составляющая спектакля - его музыкальное оформление: подбор музыки представляется идеальным, заслуживает всяческого одобрения качественная работа хормейстера и композитора Олега Щукина.